Сегодня День памяти удивительнейшего человека - Свя­того Рав­ноап­о­столь­ного Ни­ко­лая, ар­хи­епи­скопа Япон­ского. Чем больше узнаю о нем и его окружении, тем более интересной кажется его личность! Писала уже о нем, но повторюсь. Он родился 1 ав­гу­ста 1836 го­да в Смо­лен­ской гу­бер­нии. Отец его слу­жил диа­ко­ном. В 5 лет он по­те­рял маму. Окон­чив Смо­лен­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, Иван Ка­сат­кин по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­скую ду­хов­ную ака­де­мию. В 1860 го­ду пострижен в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем име­ни Ни­ко­лай. Спустя некоторое время по его собственному же­ла­нию был на­зна­чен в Япо­нию на­сто­я­те­лем кон­суль­ско­го хра­ма г. Ха­ко­да­те. Сна­ча­ла про­по­ведь Еван­ге­лия в Япо­ниипредставлялась со­вер­шен­но немыс­ли­мой. По сло­вам са­мо­го о. Ни­ко­лая, "то­гдаш­ние япон­цы смот­ре­ли на ино­стран­цев как на зве­рей, а на хри­сти­ан­ство как на зло­дей­скую цер­ковь, к ко­то­рой мо­гут при­над­ле­жать толь­ко отъ­яв­лен­ные зло­деи и ча­ро­деи". В 1871 го­ду в стране на­ча­лась волна го­не­ний на хри­сти­ан, мно­гие под­вер­га­лись пре­сле­до­ва­ни­ям (в том чис­ле пер­вый пра­во­слав­ный япо­нец, зна­ме­ни­тый впо­след­ствии мис­си­о­нер-свя­щен­ник Па­вел Са­ва­бе). Через пару лет гонения остановились, и ста­ла воз­мож­на более-менее сво­бод­ная про­по­ведь православия. В 1873 году уже ар­хи­манд­рит Ни­ко­лай при­сту­пил к стро­и­тель­ству в То­кио церк­ви и шко­лы на пять­де­сят че­ло­век, а за­тем и ду­хов­но­го учи­ли­ща, ко­то­рое в 1878 го­ду бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в се­ми­на­рию. К 1878 го­ду, благодаря стараниям о. Николая в Япо­нии на­счи­ты­ва­лось уже 4115 хри­сти­ан, су­ще­ство­ва­ли хри­сти­ан­ские об­щи­ны, из­давались книги ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го со­дер­жа­ния. 30 мар­та 1880 го­да в Тро­иц­ком со­бо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры ар­хи­манд­ри­т Ни­ко­лай был хиротонисан во епи­ско­па. Вер­нув­шись в Япо­нию, про­дол­жал свои апо­столь­ские тру­ды: за­вер­шил стро­и­тель­ство со­бо­ра Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в То­кио, взялся за но­вый пе­ре­вод бо­го­слу­жеб­ных книг, со­ста­вил на япон­ском язы­ке осо­бый пра­во­слав­ный бо­го­слов­ский сло­варь... Спустя пол­ве­ка после вступления на японскую землю мо­ло­дого иеро­мо­наха Ни­ко­лая в 266 об­щи­нах Япон­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви насчитывалось 33017 хри­сти­ан, 1 ар­хи­епи­скоп, 1 епи­скоп, 35 свя­щен­ни­ков, 6 диа­ко­нов, 14 учи­те­лей пе­ния, 116 про­по­вед­ни­ков-ка­те­хи­за­то­ров! Огромным испытанием стала, конечно, русско-японская война. Позиция владыки была однозначной: как христиане православные японцы обязаны следовать за Христом и исполнять его заповеди, но как граждане своей страны они обязаны сражаться за свое отечество и молиться о победе Японии над врагом, то есть над Россией. Сам свт. Николай, как русский, не мог, конечно, молиться о поражении России, поэтому перестал до конца войны принимать участие в общественных богослужениях. Таким образом, из этого величайшего испытания он сумел выйти с честью. За время войны авторитет владыки в Японии возрос настолько, что его стали называть вторым человеком в стране после императора. 3 фев­ра­ля 1912 го­да, на 76-м го­ду жиз­ни, про­све­ти­тель Япо­нии ар­хи­епи­скоп Ни­ко­лай мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. По личному разрешению императора Мейдзи он стал первым европейцем, похороненным на кладбище Янака, одном из самых уважаемых кладбищ Токио. На похороны стеклось необычайное количество народа! А император прислал венок, впервые оказав такую честь иностранцу. Щепки от гроба сохранялись людьми как святыня. Даже через 58 лет после его кончины когда во время канонизации верующие хотели перенести его святые мощи в собор, им этого не разрешили, сказав, что святой Николай принадлежит всему японскому народу, независимо от вероисповедания, и останки его должны остаться на народном кладбище! Кстати, ключами от могилы заведует буддийский священник. Святы́й равноапо́стольне о́тче Никóлае, моли́ Бо́га о на́с!